###Здесь выступали Заваров, Платини и Зидан + ФОТО ###
С 1988 по 1990 года Турин стал родным городом для экс-нападающего киевского «Динамо» и сборной СССР Александра Заварова, который провел за местный «Ювентус» 60 игр, забив в них 7 голов. С именем Заварова связывали большие надежды, ведь приходил он в «Юве» после того, как свою карьеру завершил легендарный Мишель Платини. Несмотря на то, что на то время «старая синьора» не была на ведущих ролях в итальянском футболе, уступая пальму первенства «Милану», «Интеру», «Наполи» и «Сампдории», команде Дино Дзоффа все же удалось добиться победы в Кубке УЕФА, пусть Заваров (которого отодвинули на левый фланг полузащиты) в финальных поединках участия не принимал.
Как позже признался партнер Заварова по «Юве» Сергей Алейников, выдающемуся украинскому футболисту в Серии А не дали раскрыться психологические причины: «Заваров по своему характеру не слишком любил общаться, в том числе с журналистами. Отрабатывал тренировку — и домой. В Италии с таким подходом проблемы, увы, были неизбежны. А третья причина — это мое предположение. Человек годами привык работать в режиме двухразовых тренировок, все время находиться в команде, почти не бывать дома. Здесь, когда тренировка в день лишь одна и нет никаких сборов, появилась куча свободного времени. Для семьи, наверное, это было хорошо, но самому Заварову, допускаю, перестроиться оказалось сложно».
В чем-то Алейников был прав. Здесь и сейчас местный футбол намного отличается от отечественного, где за футболистами нужен глаз да глаз. В Италии все построено на доверии, на взаимоуважении и если ты позволил себе сегодня загулять, то завтра тебя заклюют все, начиная от руководства клуба и заканчивая прессой и болельщиками. Футболисты в Италии - это предмет для гордости, но только в те моменты, когда ты делаешь все возможное, чтобы помочь своей команде и сборной.
Наверное поэтому в свое время в Турине удалось заиграть работяге Зинедину Зидану, переходившему в «Юве» еще малоизвестным игроком, но превратившийся в настоящую «звезду» и легенду, играя именно за туринский клуб. Новая эпоха «Ювентуса» - это Андреа Пирло, который переходил в команду уже готовым мастером, который выигрывал и Лигу чемпионов, и чемпионат Италии, и чемпионат мира, но в составах других команд. Несмотря на возраст экс-игрока «Интера» и «Милана», в Турине с Пирло связывают огромные надежды.
Болельщики «Ювентуса» не представляют свою жизнь без футбола, без любимой команды, без того, чтобы в этой любимой команде выступал выдающийся футболист, перед которым склоняется вся Европа, в этом, наверное, и состоит суть этого небольшого городка на севере Италии с населением в около 1 миллиона человек, 90% из которых всей душой и сердцем поддерживают один из самых старых клубов Италии.
1 ноября «Ювентус» отпразднует свое 115-летие, за это время команда успела подарить миру множество талантов, выиграть более 50-ти титулов, попасть в скандальную историю с коррупцией в местном футболе и с успехом вернуться из грязи в князи. Для болельщиков «Ювентус» по-прежнему остается кристально чистым клубом, который свои успехи добывает исключительно на футбольном поле, а не в кабинетах чиновников и бизнесменов. Кроме того, именно «Ювентус» посодействовал возникновению другого туринского клуба - ФК «Торино». В 1906 году несколько игроков, недовольных своим положением в «Юве», ушли из клуба и решили организовать свою команду, которая с тех пор стала называться «Торино».
Но сегодня наша задача - рассказать читателю о городе, который считается лучшим для жизни итальянцев среди всех городов страны. Да-да, именно Турин, ни Рим, ни Милан, ни живописный Неаполь или Флоренция. Вот уже несколько десятилетий Турин признается самым спокойным, красочным и приятным городом в Италии. И для этого есть объективные причины. Честно сказать, первый день экскурсии по городу меня не впечатлили. Побывав перед этим вояжем в Милане, Неаполе, Венеции и на острове Капри, даже по сравнению с этими городами Турин показался не богат историей. Небольшой исторический центр с главной достопримечательностью Палацем Мадама, в общем-то и все, что можно здесь увидеть, показалось мне...
Огромное впечатление оставили многочисленные парки в Турине, расположенные по разным берегам реки По, которая за пределами Турина пересекается с еще одним водоемом, рекой Дора-Рипатия. К слову, длина реки По составляет 652 км и протекает она по провинциям Ровиго, Пьемонт, Ломбардия и Венето. Живописные парки собирают в себе не только жителей Турина разных возрастов, но и множество живностей. Так, очень часто доводилось видеть здесь белочек, уточек и красивых лебедей, а в самой реке, которая считается не судоносной (хотя иногда доводилось встречать небольшие катера), множество рыб.
Накануне матча «Ювентуса» против «Шахтера» мало чего говорило в городе о предстоящем противостоянии. Разве что лишь в день перед матчем везде то и встречались газеты с заголовками о важном поединке для команды Антонио Конте и с комментариями игроков, которые в один голос твердили о том, что донецкий клуб - это серьезный соперник и игра будет далеко не самой легкой. Но больше всего внимания местные СМИ уделяли не самому матчу, а тому, что происходило вокруг него. Речь идет о двух тренерах «старой синьоры» Конте и Массимо Карреры. Оба попали в довольно непростые ситуации - первый обвинен в причастности к договорным матчам (как стало известно сегодня, срок дисквалификации Конте «скосили» до декабря нынешнего года), а второй может получить тюремный срок за неумышленное убийство молодой девушки в аварии на дороге и нанесении тяжелых травм ее подруге.
Сразу не вспомнишь даже, когда какая-либо команда попадала в такую непростую ситуацию. Но, необходимо отдать должное «Юве», который даже в нелегкие времена стремится показывать достойный результат, являясь лидером своего чемпионата и одним из главных претендентов на выход из группы Лиги чемпионов. Иногда дело доходило до того, что на вопросы журналистов приходилось отвечать физ.терапевту команды, он же проводил в отсутствии подсудимых и тренировки.
Открытое тренировочное занятие «Юве» перед матчем с «Шахтером» не отличалось ничем от других подобных мероприятий. На своей загородной базе, которая находится в 40 минутах езды от центра города, Массимо Каррера и Джорджио Кьеллини поделились своими ожиданиями от поединка, но даже рассказывая о том, что «Шахтер» - это серьезная команда, чувствовались нотки некой недооценки соперника и это немудрено. Ведь исторически матчи «старой синьоры» против украинских команд всегда складывались удачно. Вспомнить хотя бы последние битвы «старой синьоры» с киевским «Динамо», которые заканчивались победами итальянцев, что называется, в одни ворота. Думается, на ответный поединок в Донецк команда Конте поедет уже с совершенно другим настроем...
Но вернемся к самому городу. Географическое положение Турина способствовало его экономическому развитию. Турин — важный транспортный узел, второй после Милана промышленный центр страны, с широко развитыми торгово-финансовыми функциями. В самом городе и его ближайших пригородах (например, в Мирафьори и др.) ведущее значение имеет тяжелая промышленность, первенствующее положение в которой принадлежит промышленному комплексу предприятий концерна FIAT. На этих же предприятиях работает около половины всех занятых в промышленности города. Ядро всего комплекса — автомобильные заводы, дающие 80% всего итальянского выпуска автомобилей. FIAT принадлежат также металлургические, авиационные, вагоностроительные, тракторные заводы, производство судовых двигателей и другое. Вторым мощным индустриальным комплексом в Турине являются предприятия фирмы RIV (выпуск шарикоподшипников и станков для их изготовления).
Кроме того, в Турине имеются многочисленные машиностроительные заводы других фирм, предприятия резиновой, кабельной, химической (серная кислота, красители, химическое волокно и другое), фармацевтической промышленности. Сохраняют свое значение старые отрасли туринской промышленности — текстильная, швейная, полиграфическая, пищевая (в том числе виноделие, кондитерские изделия и др.).
К слову, в Турине, во всей Италии, как и в Европе, люди предпочитают микролитражные автомобили, число которых составляет более 70% от общего рынка автомобилей. В Европе отказываются от популярных в той же Украине фешенебельных автомобильных концернов и джипов, которые не только дорого обходятся в обслуживании, но и сильно загрязняют окружающую среду. В Италии об экологии думают прежде всего, именно поэтому по всей стране, в каждом городе существует прокат велосипедов, на которых передвигаются и дети и взрослые и даже пожилые люди. Есть к чему стремиться украинской нации, с ее псевдополитиками и президентами на вертолетах.
Главные красоты и величество города открылись мне в день матча, когда я решил пройти на правый берег города и взобраться на гору, откуда открылся невероятный вид на весь Турин, на его главные достопримечательности - символ города Моле-Антонеллиана, Палаццо Реале, Палаццо Мадама и Палаццо Кариньяно. Невероятные красоты, ради которых стоит поехать в этот город, просто присесть на лавочку в парке и наслаждаясь музыкой Адриано Челентано, вдохнуть во всю грудь горного итальянского воздуха.
Всем известны проблемы Италии с вывозом мусора. Одно время местная мафия напрочь закрыла все пути переработки и транспортации мусора за пределы Италии, что вылилось в ужасное загрязнение улиц каждого приличного города на Апеннинах. Тяжелая ситуация с мусором сейчас и в Турине, который даже по сравнению с Киевом кажется очень и очень грязным городом. В Турине пребывает много эмигрантов из арабских стран, которые не заботятся о чистоте города. Пришлось даже побывать на местном «меркато», который находится недалеко от центра, где собираются многие приезжие в поисках дешевых цен и легкой жизни. Главными же продавцами на этом рынке являются как раз арабы, количество которых превышает все разумные мерки.
А недалеко от базара находится и официальный магазин «Ювентуса». Нужно сказать, что перед посещением сего магазина задался себе целью приобрести нечто с символикой клуба, но, зайдя в середину, был неприятно удивлен ценами. Например, официальная футболка «Юве» стоит 100 евро (для сравнения, в том же Милане форма «россонери» обойдется желающему ее приобрести в 50-60 евро). Так и не сыскав славы в официальном представительстве символической продукции «Ювентуса», был отправлен на предматчевую пресс-конференцию Мирчи Луческу, о которой мы вам уже сообщали.
Дорога выдалась приключенческой, и если бы не мои минимальные навыки в знаниях итальянского (за что отдельное спасибо супруге моего сотрудника Влада Дудки Анастасии), потерялся бы в трех соснах. К счастью, транспортная развязка в Турине не настолько серьезная, как в том же Париже, где существует более 14 веток метро и около 500 станций. В Турине есть только одна ветка метро, да и то не очень длинная. А составы метрополитена управляются компьютерами, без каких-либо машинистов или подобного персонала. Интересная штука, скажу я вам.
Пробки в Турине - главная проблема местных властей. Они могут застать вас везде - и в центре города, и на его окраинах. Как с этим бороться - не известно... Наверное, с этой проблемой сталкиваются все города, которые возведены на реках. Не исключением стал и наш город Киев. Наконец, добравшись до стадиона, перед тобой появляется строение, которое не имеет аналогов в Италии. Первый современный футбольный стадион на Апеннинах был построен именно в Турине и вот уже второй сезон «Ювентус» может купаться в аплодисментах 41-тысячной публики, которая заполнила во вторник арену лишь на 60%.
Строение вынесено за пределы города и обладает хорошей парковкой, подходами и транспортной развязкой. В 2011 году «Ювентус Арена» обошлась владельцам клуба в 105 миллионов евро и, скажу вам, мало чем уступает нашему НСК «Олимпийскому», цена которого выходит за всякие рамки разумного. Земля здесь по-футбольному святая, ведь на бывшем стадионе «Делле Альпи» проводили игры немало выдающихся игроков, начиная от Дино Дзоффа и заканчивая Марадоной. Это некий «Уэмбли» итальянского образца, здесь уже на подходе к стадиону чувствуется нечто грандиозное, что не может отпустить до того момента, как прозвучит финальный свисток арбитра матча.
Нельзя не отдать свое почтение европейскому народу, который всегда отстаивает свои права. Взять к примеру даже болельщиков «Ювентуса», которые в знак протеста с политикой поддержки своей любимой команды (тиффози «Юве» запретили на матчах Лиги чемпионов поддерживать свою команду стоя на ногах, размахивать флагами и использовать пиротехнику) в течение всего поединка против «Шахтера» не произнесли практически ни единого слова в поддержку своего клуба и вывесили традиционные баннеры вверх ногами. Но даже несмотря на это, вся команда «старой синьоры» после поединка подошла к своим тиффози и поблагодарила их. Вот такой он, европейский менталитет.
Закончим наш репортаж на мажорной ноте. Проснувшись в среду утром и прочитав свежую прессу, стало приятно, что все специалисты и футболисты отметили игру нашей команды, которая первой могла огорчить «Ювентус» на его же стадионе. Команда Антонио Конте еще ни разу не проигрывала на новой арене! В первую очередь местная пресса отметила уверенную игру в атаке «Шахтера» и его лидера Виллиана, который терзал оборону соперника. Впереди игра с «Челси», двухматчевое противостояние, от результата которого будет зависеть если не все, то очень многое.
Свою благодарность Sport.ua выражает донецкому «Шахтеру» в организации поездки в Италию.
Антон СВЕТЛИЧНЫЙ, Sport.ua